Монастыри Ладаха

 

Ладах - страна буддизма. Здесь расположено более 100 буддистских монастырей (Gompa), проживают более 500 лам и находится резиденция Далай Ламы.

Окрестности Леха, летняя резиденция Далай-Ламы

Монашество поддерживается в этой местности традицией отдавать младшего сына в служение. Дети в монастырь попадают в раннем возрасте - 4-5 лет. В юности они обычно уезжают из своего первого монастыря получать высшее духовное образование.

Жизненный путь: от и до

Интересно

Для непосвященных, буддийский принцип "сострадания" является, пожалуй, наиболее заметной чертой религии в Ладакхе. Особенно интересна жизнь небольших деревушек. В качестве хорошего примера можно рассмотреть показательный подход к использованию драгоценного источника воды в деревне (Ладах - очень сухой регион, 55мм осадков в год и всего несколько небольших рек).
Каждому фермеру назначается определенный день, в который вода пускается на его поле по каналу. В этот день, соседи помогают ему на его ферме (работа обычно сопровождается многочисленными буддийскими песнопениями, посвященными заботе о полях и посевах).
Монахи же молятся за каждый дом в деревне в точно также определенное время, за семьи хозяйств, их яков и пр. Но семья не обязана присутствовать на церемонии. В результате, монахи совершают религиозные обряды, пока фермеры со своими яками работают в поле.

Высушенная страна, жизнь только у источников воды. Зато вокруг полная безмятежность

Молодые монахи стараются стильно выглядеть даже в обязательных бордовых балахонах. Очень характерный пример - красные кеды, красная бейболка и часы с красным ремешком и циферблатом.

Бейсболка за пределами кадра =)

Первым посещенным монастырем стал Thiksey Gompa - монастырь 15-го века.

Thiksey Gompa

Долгий путь наверх. Неплохой вариант акклиматизации для нашей группы

Барельефы на стенах монастыря. Не всем последние 6 веков дались легко

Мы как раз приехали во время традиционного фестиваля Thiksey Festival. В день нашего посещения все желающие за небольшую плату могли поприсутствовать на танцах с масками, призванных избавить людей от страха встречи с потусторонними существами, ведь после смерти нас ждут новые перерождения. Если душа после смерти испугается существ тонкого мира, то она воплотится в царстве голодных духов. А из этого круга очень сложно вырваться, ведь духи почти бессмертны.

Подготовка к выходу. Основные участники маскарада - дети, некоторым из них выступления даются тяжело, под маской очень душно.

Впрочем, особо отрицательные роли берут на себя их наставники.

Начало каждого выступления предваряется музыкой.

Интересно

С точки зрения буддизма очень важен сам момент смерти, потому что это момент перерождения. Через семь дней после смерти сознание пытается переродиться; если это не получилось, то опять происходит мини-смерть, и так повторяется семь раз. Если через сорок девять дней он не переродится, то перерождение проводится принудительно в той форме, которую он заработал, если другие за него не помолятся. Казалось бы, независимо от самого человека и его кармы, на его перерождение могут влиять другие люди, но, в конце концов, все равно все это зависит от самого человека, того, как он вел себя в жизни: если люди его помнят, то они за него помолятся, поставят свечу. Когда умирает человек, о котором вы не знаете, то вы за него не помолитесь, а если вы его хотя бы видели по телевизору, то вы уже с ним связаны - это и есть карма.

Участники напряжены и сосредоточены.

Что именно означает маска нам неизвестно. Но позитива в ней явно маловато

Еще один неизвестный. Суров, но справедлив.

Разумеется, злые духи в конце танца побеждены. В знак примирения и благословения всем участникам повязываются традиционные белые шелковые шарфы - хадаки.

Танцевальная часть

Интересно

КХАДАК или ХАДАК - Шелковый или муслиновый шарф, используемый для ритуального подношения божествам или ламам, а также в других торжественных случаях. Обычай дарить хадак распространен в Тибете, Монголии и Бурятии. В Южном и Центральном Тибете кхадак обычно белого цвета, в более северных районах - синего, поскольку белый цвет считается здесь траурным. Лоскутки материи, которые цепляют на ветки своих "священных деревьев" буддисты Бурятии и Якутии - это тоже своего рода мини-кхадаки, преподносимые местным божествам.

Сразу вспоминаются уральские ели на границе Европы и Азии, на которых из-за обилия повязанных лоскутов даже хвои не видно.

Символическая развязка.

На спуске получаем разъяснения по поводу всюду встречающихся вращающихся барабанов с мантрами. Мантровые колеса сильно упрощают процесс работы над кармой - крутанув его один раз по часовой стрелке (всегда по часовой, точно также нужно обходить ступы, двигаться по территории монастыря), можно расслабиться, ведь мантра засчитается тебе столько раз, сколько оборотов совершит барабан.

Еще одно распростаренное явление - высеченные на камне мантры. Из них складывают мантровые стены.

Далее мы едем в Shey Palace - монастырь 11-го века. Довольно удручающее зрелище и поначалу не верится, что здесь живут люди. Долгий путь по ступеням вверх (монастыри всегда расположены на вершинах, вдали от суеты и шума обыденной жизни), и вот мы внутри. Как всегда потрясающий вид. На одном из уступов складываем пирамидки из камня.

Слева вид с площадки Shanti Stupa, справа - Shey Palace.

Интересно

Надо сказать, что существует несколько видов пирамидок. Пирамида из больших камней, сложенная на вершине горы, на перевале или в святом месте называется "латза" и посвящается местным божествам. Если пирамидка сложена из камней, которые паломник принёс с собой (!), то назначение её прежнее, а имя -"доче". Пирамидальные кучки из небольших камней называются "обо" и служат домиком для души верующего, когда та посещает святые места во время молитвы хозяина. А вот плоские камни, поставленные на ребро, зовутся "чедо" и значение их весьма простое: "Я здесь был!".

Наш гид называл эти пирамидки Victory Symbol (они просто про "Здесь был Вася" не знают)

Буддизм со стороны - очень позитивная религия. Несмотря на аскетичный образ жизни, монашеству сопутствует столько красок, что настроение создается неизменно оптимистическое - это и яркие красно-желтые одеяния (сравните с черно-белым христианством), и расписанные молельни, и неизменные яркие мантровые флажки.

Интересно

Разноцветные флажки с мантрами на санскрите называются лунгта (тиб. - конь ветра) и считаются охранной силой человека. Их можно встретить на лесных тропинках и мостах через бурные реки, ступах и высокогорных перевалах. Лунгта традиционно развешивают перед важными событиями, ответственными решениями и далекими путешествиями на удачу.

Лунгта.

Очень сложно получить ответ на вопрос о сути разделения буддистов на "красные и желтые шапки" - наш гид сразу начинает говорить о том, что Далай Лама считает все школы буддизма равными.

Позже выясняется, что желтые шапки "наринг" носят ламы ведущей школы тибетского буддизма - гелугпа, а красные характерны для нереформированных тибетских школ (дуг-па) и часто считаются символом "низшей" веры.

Интересно

Название Дуг-па унизительно в Тибете. Сами члены этой секты произносят его Дёг-па - от корня "связывать" (обетом, заветом, договором; имеется в виду религиозная связь со старой верой); в то время как верховная, первостепенная секта Ге-лук-па - Желтые шапки - и простые люди пользуются названием Дуг-па в значении "причиняющие вред", колдуны.
Красные шапки выступали против Цонкапы из-за того, что, наряду с другими реформами, он запретил колдовство (черную магию), практикуемую до сих пор с ужасающими обрядами бонцев, исконным населением Тибета, которые всегда были близки с Красными шапками или Шаммарами.
Вслед за этим последовало разделение двух сект. Полностью отделившись от Ге-лук-па, Дуг-па (Красные шапки), бывшие изначально в большом меньшинстве, обосновались в различных областях Тибета, в основном в пограничных районах (особенно на границе с Непалом и Бутаном).

В буддистских храмах принято разуваться. Кое-где встречаются такие "тапочки" для посетителей

Здесь же, в Shey Palace, прямо на одном из верхних уступов натыкаемся на действующий туалет типа сортир, выполненный в виде вертикальной дыры в скале безо всяких дверей и укрытий (на такой высоте подглядывать некому). Отсюда открывается отличнейший вид на долину реки Инд.

Долина реки Инд (больше размер)

Везде в Ладахе (также и во время всего трека) будем натыкаться на огромное количество ступ - странноватых религиозных сооружений (обходить тоже только по часовой стрелке).

Интересно

Ступа - это один из трёх главных буддистских объектов. Все детали её архитектурной композиции имеют большую смысловую нагрузку в канонах данной религии. Сами буддисты различают восемь видов ступ, но не специалисту практически невозможно их дифференцировать. Это каменный храм конической формы, посвящаемый, в основном, Буддам, бодхисатвам или архатам. Иногда она является памятником, содержащим останки святых людей, а иногда служит хранилищем для священных реликвий. Ступы могут быть небольшими, всего в несколько сантиметров, а могут представлять из себя гигантские сооружения, высотой в десятки метров; могут быть полыми, либо монолитными. Но всех их роднит коническая форма, и по сути дела, ступа - это христианский колокол, водруженный на многоступенчатый постамент.

Shanti Stupa и вид на Лех с ее площадки

В конце дня приезжаем в замечательное место - к подножью Shanti Stupa, откуда открывается отличный вид на Лех. Это здание было построено на деньги японской организации The Japanese for World Peace и представляет собой огромную ступу (самую большую из встреченных нами), возвышающуюся на вершине холма, с широкой площадкой у основания.

У основания Shanti Stupa

Первый день трека начался с осмотра монастыря Spituk Gompa, расположенного прямо над взлетно-посадочной полосой Леха. Здесь мы впервые присутствовали на утренних песнопениях и даже на трапезе монахов. Мантры, произносимые множеством голосов, завораживают. К сожалению, мы не догадались сделать запись.

Внутренний двор Spituk Gompa

Утренняя медитация

Интересно

Самая известная мантра - это, несомненно, "ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ!.."
Однако никто толком не знает, что означают эти слова. Одни переводят их, как гимн Падмасабхаве ("Слава тебе, о лотосорождённый"), другие считают, что каждая буква этого загадочного словосочетания является первой буквой одной из 14 главных буддистских молитв. Произнося его, паломник как бы читает все эти молитвы одновременно. Есть версия, что эта мантра является древней формулой-заклинанием для перехода в Мир духов; надо лишь уметь придавать голосом особые звуковые вибрации при её произношении.

"Вам чего?"

Завтрак.

Несколько монастырей мы видели со стороны, проходя мимо - в горах сохранилось множество старых сооружений. Часть из них полуразрушена, часть - поддерживается в очень приличном состоянии. Места для медитации тут благодатные - тихо, пустынно, ясно. Некоторые монастыри почти невозможно заметить, так высоко они расположены.

Внутренне убранство монастыря. Кухня и молельня.

В завершение трека посетили монастырь Hemis - это самый крупный монастырь Ладаха, к нему приписаны около тысячи монахов. Правда, собираются они только во время фестивалей, а в остальное время ведут обучение буддизму на территории Индии и за ее пределами (на обратном пути вместе с нами один монах летел в Бурятию через Москву).

Реставрационные работы в Hemis Gompa

Душещипательное зрелище - очень серьезные во время обрядов юные послушники в свободное время гоняют по двору с "машинками", состоящими из палки и прикрученных к ней колес из свитой проволоки.

Простые радости

Мы посетили всего несколько монастырей из того огромного количества, которое расположено в Ладахе. Но даже поверхностное знакомство с монастырями с самом сердце буддизма вызывает желание узнать больше об этой религии и ее истории.


Прокомментировать в журнале [info] ljivoi

Прокомментировать в журнале [info] d-Rat



© 2007-2008 d-Rat, ljivoi

Наверх